Сегодня божественную литургию совершил протоиерей Игорь Покровский
В восьмой главе Евангелия от Матфея, читаемой сегодня на богослужении, описываются чудеса Спасителя. Первое – это исцеление прокаженного. Затем – исцеление слуги римского сотника. После – исцеление тещи апостола Петра. Потом – усмирение бури на море. И заканчивается восьмая глава рассказом об исцелении двух бесноватых. А следующая, 9 глава, начинается чудом исцеления расслабленного.
Конечно, такое обилие чудес поражало людей. К тому же это первый год Его общественного служения, Христос еще не был так широко известен в Палестине и за ее границами. Слава о Нем, как о великом Чудотворце, конечно, распространялась быстро, но пока для людей все это было ново, необычно. Хотя чудо и не может быть обычным. К нему невозможно, наверное, привыкнуть, воспринимать, как нечто естественное и само собой разумеющееся.
Жители Галилеи были преисполнены, вполне естественно в такой ситуации, восторга и преклонения перед Христом, желанием слушать Его слова, видеть Его дела, следовать за Ним повсюду.
И вот в сегодняшем Евангельском отрывке ко Христу обращается не рядовой житель Галилеи, не рыбак, а книжник. То есть знаток Моисеева закона, что не часто случалось в евангельской истории. Книжники и фарисеи были в основном в оппозиции ко Христу. Они видели в Нем врага, человека, который отнимает у них бразды духовного управления еврейским народом, подрывает их авторитет. Проще говоря, завидовали они Ему. И вот здесь книжник изъявляет желание следовать за Христом, быть Его учеником: «Учитель, я пойду за Тобой, куда бы Ты ни пошел», – говорит он. На что Христос ему отвечает: «Лисицы имеют норы, и птицы небесные гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где преклонить голову».
Что означает этот ответ?
Возможно, книжник, этот знаток Священного Писания и толкований к нему, раньше многих других понял, Кто перед ним. Возможно, он на основании своих знаний догадался, что этот пока мало известный галилейский учитель и чудотворец и есть обетованный пророками и так долго ожидаемый еврейским народом Мессия, Царь Израилев. А Мессию иудеи представляли себе в первую очередь именно как могущественного земного царя, наподобие Давида, о чем мы уже говорили.
И вот этот смышленый книжник после Нагорной проповеди и целой череды великих чудес, видимо, понял, что, став учеником Христа, он в скором будущем станет одним из сподвижников нового могущественного и блистательного царя Израиля. Исходя из своих представлений, он ошибочно полагал, что путь следования за Христом это дорога в царский дворец, к богатству, власти и почету.
Слова Христа дали ясно понять книжнику, что у Него совершенно иные цели в этом мире и иная миссия. У Него не то, что дворца нет, а дома нет, головы приклонить негде, а потому с точки зрения достижения земных целей быть Его учеником и последователем не имеет никакого смысла.
Бескорыстно служа вечному Богу, мы сами себя делаем достойными единственной и поистине царской награды. Вечного небесного сокровища, которое моль не ест и ржавчина не разъедает, того царства, которое Господь передает любящим Его и которое уже невозможно потерять или отнять. На которое Христос указал, как на цель нашей жизни, призывая нас к нему словами: «Ищите прежде Царствия Божия и правды его, а все остальное приложится вам».