О поминовении записок на Литургии

Часто священнику приходится слышать упрек от людей, которые не услышали за Литургией имена, вписанные ими в заказные записки. Почему так происходит?Ситуацию разъясняет Настоятель храма в честь преподобного Сергия Радонежского г.Дзержинска иерей Александр Жучков.

Человеку малоцерковному или вовсе не воцерковленному свойственно негодовать на то, чего он в церковной жизни не понимает или не знает. Это случается от невежества или нежелания вникнуть в суть вещей. Чтобы ответить на недоумение по поводу поминовения христиан, чьи имена подаются в алтарь в заказных записках, следует узнать о том, что же такое Литургия и, в частности, Проскомидия.
Божественная Литургия (от греч. литос — общественный и эргон — служба, дело, т.е. совместное дело) - это самое важное богослужение Церкви, поскольку во время нее совершается великое Таинство — хлеб и вино, не теряя своих физических свойств, становятся Телом и Кровью Христовыми, которыми причащают верных.
Первоначальное название этого Таинства — Евхаристия (от греч. благодарение).
Сначала приготовляется все необходимое для Таинства, потом верующие соборной молитвой готовятся к нему, затем совершается само Таинство и Причащение верующих. Таким образом, Литургия делится на три части, которые называются Проскомидия, Литургия оглашенных и Литургия верных.
Греческое слово Проскомидия означает принесение. Так называется первая часть Литургии в память об обычае первых христиан приносить с собой хлеб, вино и все нужное для службы. Поэтому и сам хлеб, употребляемый для совершения Литургии, называется просфорой, то есть приношением. Сейчас люди этого не делают, а просфоры в нашем случае организованно закупаются Приходом.
После того, как священник совершат перед закрытыми Царскими Вратами входные молитвы и облачатся в священнические одежды в алтаре, он подходит к Жертвеннику, на котором совершается приготовление хлеба (просфор) и вина для совершения Таинства Евхаристии. В частности, из двух просфор, которые подаются верующими о здравии и о упокоении родных и близких, вынимаются частицы за живых и умерших. При этом священник после причащения народа произносит такие важные слова молитвы: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною молитвами святых Твоих» и погружает частицы в Святую Кровь Христову. Поэтому так важно успеть подать свою заказную записку за живых и мертвых ДО начала Литургии.
Проскомидия совершается священником до начала Божественной Литургии в алтаре при закрытых дверях, вполголоса, так что присутствующие в храме не могут слышать поминаемых из заказных записок имен.
Заказная записка подразумевает поминовение на Проскомидии. За Литургией священник может вслух помянуть лишь несколько имен и добавить слова «и всех зде ныне нами поминаемых». Это не говорит о том, что остальные записки выкинули в мусорное ведро, а если даже такое произойдет, ответ за свое отношение к пастырским обязанностям священник даст перед Богом. Подавший записку оказывает пожертвование храму Божию за того человека, за которого её пишет. И Богом эта жертва уже принята, когда человек подал записку о здравии или упокоении в церковную лавку.
На молебнах и панихидах служащий священник читает поданные записки вслух, а рядом другой священник или алтарник – про себя. И не важно, прочитали имена вслух или нет, священник, диакон или алтарник, ведь они даже не знают, за кого молятся. Священник молится, когда заканчивает Проскомидию такими словами: «Помяни, Господи, принесших и их же ради принесоша».
Жизнь Церкви основана на почти двухтысячелетней традиции, и если мы хотим воцерковляться, нам следует принять уже существующий многовековой её Устав, а не изобретать свой, и потрудиться над освоением её канонов, а не возмущаться тем, чего мы по неведению своему еще не понимаем.